Учимся говорить правильно
Учитель - логопед I квалификационной категории
Назарко Наталия Адольфовна
График работы учителя - логопеда
Дни недели |
Время работы |
Понедельник |
8.00 – 12.00 |
Вторник |
8.00 – 12.00 |
Среда |
8.00 – 12.00 |
Четверг |
8.00 – 12.00 |
Пятница |
8.00 – 12.00 |
Цель работы учителя — логопеда ДОУ:
- Коррекция нарушений звукопроизношения.
Задачи:
- Выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи.
- Устранение дефектного звукопроизношения.
- Развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.
- Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью.
- Развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления).
- Оказание консультативной помощи родителям и педагогическому коллективу.
- Повышение уровня профессиональных качеств.
В мире мудрых мыслей
Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло.
Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.
Самое лучшее наследство – воспитание.
Учение в детстве так же прочно, как гравировка на камне
Ученье без уменья не польза, а беда
Без старания нет и знания.
Понукание – не воспитание.
Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова…
но бесконечное множество понятий,
воззрений на предметы, множество мыслей,
чувств, художественных образов, логику и философию языка –
усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения.
Таков этот великий народный педагог – родное слово.
К.Д. Ушинский
Логопедия – это наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального
коррекционного обучения и воспитания.
Причины речевых нарушений.
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние
(экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.
У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным
воздействиям.
Основные причины:
- различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода (в период от 4 нед. до 4 мес). Возникновению
речевой патологии способствует токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.;
- родовая травма и асфиксия во время родов;
- различные заболевания в первые годы жизни ребенка;
- травмы черепа;
- наследственные факторы;
- неблагоприятные социально-бытовые условия
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального
речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Кому нужен логопед?
Ваш малыш уже вырос из пеленок, и пришло время определять его в детский сад. Чтобы попасть в группу, вы непременно отправитесь в поликлинику, чтобы получить заключение о состоянии здоровья своего чада ряда специалистов, и вот здесь вы
впервые познакомитесь с логопедом. Что вы знаете о работе логопеда? Наверняка многие из вас сразу вспомнят кадры старого советского фильма: « Я – ягопед. Испьявьяюфефекты фикции». А ведь работа логопеда намного шире и многограннее, чем исправление звуков.
Как правило, родители трехлеток не озабочены речью ребенка: «Он еще маленький. Вырастет – научится». Немногие родители знают, что ребенок в 3 года, при нормальном развитии, ежемесячно пополняет свой словарный запас на 100 слов! Вас должно насторожить, если ваш
кроха не составляет из накопленных слов предложений. Если в его речи мало глаголов и определений. Проверить это просто, предложите малышу ответить: «Что умеет делать мама?» При нормальном речевом развитии ребенок выдает: возраст плюс два слова. Например, если ребенку три года, он произносит пять глаголов (3+2).
Поводом обращения к логопеду в три года может служить и то, что во время речи кончик языка высовывается между зубами. Если малыш в три года неправильно произносит слова – это нормально, так как в это время идет формирование звукового строя речи и ребенок пробует разные варианты произношения. Малыш может изменять сложные слова до неузнаваемости. Однако следите, чтобы слово всегда сохраняло свой контур (количество слогов и ударения), ведь основа слова – гласные звуки.
Но если ребенок и к пяти годам так и не научился говорить слова и звуки, необходимо обратиться к логопеду.
К пяти годам:
- Ребенок должен согласовывать слова в роде и числе: красное платье, красная ягода, красный флаг, красные знамена; а к шести годам и в падеже: нет желтых листьев, из синего автобуса, в сером сарафане.
- Ребенок должен уметь образовывать и видоизменять слова: бег, бежал, убежал, прибежал, пробежка.
- Составлять предложения простые и сложные: «Мама утюгом гладит папину рубашку», «Когда кончится дождь, мы пойдем гулять».
- Правильно пользоваться предлогами, не путая их. Примеры: «Зайчик выглянул из-за куста», « Коля достал мяч из-под лавки».
- Четко знать: «право – лево», «вчера- сегодня- завтра».
Еще одним показателем успешного овладения речью может считаться развитый фонематический слух и элементарный звуковой анализ слов.
Фонематический слух – это различение фонем: частичек слова, имеющих смысловое содержание. Нарушение фонематического восприятия приводит к нарушению звуков и заменам в устной речи, а в школе заменам букв на письме: (зук-жук), (казета-газета), (чаши-часы). Развитие фонематического слуха – это тоже одна из составляющих работы логопеда.
Поэтому, дорогие родители, помните, что вы в ответе за будущие успехи вашего малыша. И если вы, прочитав эту статью, задумались и все же решились обратиться к логопеду, то мы всегда рады помочь вам и вашему ребенку.
Нормы речевого развития
0-1 год |
1-2 года |
3-4 года |
4-5 лет |
5 лет |
а, у, и, п, б, м |
о, н, нь, т, ть, д, дь, к, г, х, в, ф |
й, ль, э, с, сь, з, зь, ц |
ш, ж, ч, щ |
л, ль,р, рь |
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
РОДИТЕЛЯМ
ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:
1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
· посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);
· в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. ( например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);
· обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы — глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
· привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину , достань из-под стола, выйди из-за стола);
· совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо ( напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).
4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке,
принесут большое удовольствие ее обладателю — ребенку.
5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
-
Упражнения для растягивания подъязычной связки, укрепления мышц языка, выработки подъема языка вверх
-
Второй комплекс артикуляционной гимнастики (для постановки свистящих звуков «С, С,», «З, З,», «Ц»)
-
Третий комплекс артикуляционной гимнастики (для постановки шипящих звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ»)
-
Четвертый комплекс артикуляционной гимнастики (для постановки звука «Л»)
-
Пятый комплекс артикуляционной гимнастики (для постановки звука "Р")
"Здоровье ребенка" Назарко Н.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
.............................................................................................................................................................